Как ребенок реагирует на стресс, насколько он способен преодолевать жизненные трудности, может ли защитить себя в неблагоприятной ситуации, - все это можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем.
Считается, что дождь символизирует собой стресс, а в человечке, изображенном на рисунке, вам предстоит узнать своего ребенка. Умеет ли он противостоять неблагоприятным воздействиям внешнего мира? Как ведет себя в стрессовой ситуации? Старается ее избежать? Или пытается противостоять обстоятельствам? А может, опускает руки и не перечит судьбе? Об этом расскажет его рисунок. Вам понадобится лист бумаги формата А4, простой карандаш (лучше мягкий), ластик. И попросите ребенка: «Нарисуй человека под дождем - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь».
Посмотрите на созданное вашим ребенком произведение. Какое общее впечатление оно производит? Какое настроение у изображенного на нем главного героя? Он защищен от стихии зонтиком или плащом с капюшоном? Или стоит, опустив руки, под струями дождя? Какое выражение лица у человека, изображенного на рисунке? Он спокоен и доволен? А может, встревожен или находится в отчаянии?
* Слишком маленькая ФИГУРКА, особенно если она стоит внизу листа, говорит о низкой самооценке и незащищенности: человек как бы «загнан в угол» И нуждается в поддержке.
* ЗОНТ, КАПЮШОН, ЗАЩИТНАЯ ОДЕЖДА- их присутствие на рисунке говорит о том, что ребенок может защитить себя и в жизни и не впадает в панику перед лицом стресса.
* ТЕМНЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ ГРОЗОВЫЕ ТУЧИ,плотная и беспросветная стена из дождя могут символизировать конкретную стрессовую ситуацию, говорить о том, что и в реальной жизни ребенка в последнее время установилось ненастье.
* РАДУГА, СОЛНЦЕ- надежда на то, что проблемы вскоре разрешатся, причем помощь придет извне.
* Изображенный ЧЕЛОВЕК УХОДИТ,убегает от стихии избегает трудностей.
* ЛУЖИ рисуют дети чувствительные, долгое время переживающие последствия стресса
* ЧЕТКАЯ, РОВНАЯ, УВЕРЕННАЯ КАРАНДАШНАЯ ЛИНИЯ говорит о высокой сопротивляемости стрессу, способности четко действовать в сложных жизненных ситуациях.
* ЧАСТОЕ СТИРАНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ЛИНИЙ могут говорить о стрессе, напряженности.
* РУКИ-символ активности и общительности. Расставлены в стороны - признак общительности. Спрятаны за спиной, прижаты к телу - замкнутость, неудовлетворенность своим положением, возможно, желание контролировать злость.
Отсутствие рук - беспомощность, неприспособленность.
* НОГИ-символ устойчивости, опоры и практичности. Стопы, нарисованные в профиль, - признак уверенности в себе. Если пальцы стоп направлены к наблюдателю или стоп нет вовсе - это может говорить о чувстве неуверенности, неустойчивости положения на данный момент.
* РОТ(если он открыт) - признак агрессии. Про рисованные зубы -явная агрессия. Возможно, защитного характера.
* УШИ - открытость восприятия. Слишком большие уши -настороженность.
Не стоит думать, что анализ детских рисунков-дело простое. Только специалист может качественно интерпретировать все нарисованное ребенком. И помимо всего прочего, психологи всегда сопоставляют результаты теста с результатами других методик. Так что не делайте далеко идущих выводов! Если в поведении ребенка вас что-то настораживает-лучше обратитесь к хорошему специалисту!
Считается, что дождь символизирует собой стресс, а в человечке, изображенном на рисунке, вам предстоит узнать своего ребенка. Умеет ли он противостоять неблагоприятным воздействиям внешнего мира? Как ведет себя в стрессовой ситуации? Старается ее избежать? Или пытается противостоять обстоятельствам? А может, опускает руки и не перечит судьбе? Об этом расскажет его рисунок. Вам понадобится лист бумаги формата А4, простой карандаш (лучше мягкий), ластик. И попросите ребенка: «Нарисуй человека под дождем - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь».
Посмотрите на созданное вашим ребенком произведение. Какое общее впечатление оно производит? Какое настроение у изображенного на нем главного героя? Он защищен от стихии зонтиком или плащом с капюшоном? Или стоит, опустив руки, под струями дождя? Какое выражение лица у человека, изображенного на рисунке? Он спокоен и доволен? А может, встревожен или находится в отчаянии?
* Слишком маленькая ФИГУРКА, особенно если она стоит внизу листа, говорит о низкой самооценке и незащищенности: человек как бы «загнан в угол» И нуждается в поддержке.
* ЗОНТ, КАПЮШОН, ЗАЩИТНАЯ ОДЕЖДА- их присутствие на рисунке говорит о том, что ребенок может защитить себя и в жизни и не впадает в панику перед лицом стресса.
* ТЕМНЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ ГРОЗОВЫЕ ТУЧИ,плотная и беспросветная стена из дождя могут символизировать конкретную стрессовую ситуацию, говорить о том, что и в реальной жизни ребенка в последнее время установилось ненастье.
* РАДУГА, СОЛНЦЕ- надежда на то, что проблемы вскоре разрешатся, причем помощь придет извне.
* Изображенный ЧЕЛОВЕК УХОДИТ,убегает от стихии избегает трудностей.
* ЛУЖИ рисуют дети чувствительные, долгое время переживающие последствия стресса
* ЧЕТКАЯ, РОВНАЯ, УВЕРЕННАЯ КАРАНДАШНАЯ ЛИНИЯ говорит о высокой сопротивляемости стрессу, способности четко действовать в сложных жизненных ситуациях.
* ЧАСТОЕ СТИРАНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ЛИНИЙ могут говорить о стрессе, напряженности.
* РУКИ-символ активности и общительности. Расставлены в стороны - признак общительности. Спрятаны за спиной, прижаты к телу - замкнутость, неудовлетворенность своим положением, возможно, желание контролировать злость.
Отсутствие рук - беспомощность, неприспособленность.
* НОГИ-символ устойчивости, опоры и практичности. Стопы, нарисованные в профиль, - признак уверенности в себе. Если пальцы стоп направлены к наблюдателю или стоп нет вовсе - это может говорить о чувстве неуверенности, неустойчивости положения на данный момент.
* РОТ(если он открыт) - признак агрессии. Про рисованные зубы -явная агрессия. Возможно, защитного характера.
* УШИ - открытость восприятия. Слишком большие уши -настороженность.
Не стоит думать, что анализ детских рисунков-дело простое. Только специалист может качественно интерпретировать все нарисованное ребенком. И помимо всего прочего, психологи всегда сопоставляют результаты теста с результатами других методик. Так что не делайте далеко идущих выводов! Если в поведении ребенка вас что-то настораживает-лучше обратитесь к хорошему специалисту!